Недавно обсуждали тему низкой производительности специалистов на производствах, но эта тема актуальна и для любого другого бизнеса. Проводя аудиты и помогая в развитии разным компаниям, мы вывели несколько ключевых причин, которые повторяются из бизнеса в бизнес. Сегодня поделюсь одной из них – очень распространенной, но совсем неочевидной.
Сначала вспомним такую притчу:
Один человек пришёл на стройку и увидел там трех рабочих. Он спросил первого: «Что ты тут делаешь?» «Я укладываю кирпичи!» Он спросил второго: «А ты что тут делаешь?» «Я строю стену!» И тогда он задал тот же самый вопрос третьему. Третий рабочий посмотрел на него, задумался и сказал: «А я строю храм».
В большинстве компаний специалистов нанимают «укладывать кирпичи», не объясняя им сути. Этого достаточно, когда человеку нужно просто заработать денег на свое выживание.
Но, когда первичная потребность закрыта, возникают потребности более высокого порядка, и рано или поздно человек задумывается о своей миссии, предназначении. Возникает вопрос: «А для чего я тут (подразумевая: на этой Земле, в этой семье, в этой компании)?» Он может четко и не формулировать именно в таких словах, но изнутри он будет чувствовать потребность в большем: больше реализовываться, больше быть востребованным, полезным обществу.
И тогда интуитивно он сравнивает, совпадают ли его ценности, его миссия с ценностями и миссией той компании, в которой он работает. И если он так и не находит общего, он потухает: сначала снижается производительность, потом происходит полное выгорание. Не факт, что он уйдет, потому что сам он и не понимает, что не так (и ему некому подсказать), и считает (небезосновательно), что на другом месте будет также – тогда зачем менять шило на мыло… Так и продолжает ходить на ту же наскучившую ему работу, в которой он не видит большого смысла, разве что заработок на жизнь.
Получаются две неудовлетворенные, обделенные и даже разочарованные стороны: выгоревший специалист и недополучающий работодатель.
Можно ли это исправить?
Можно, но это не очень просто, поскольку нужно менять системы подбора, найма и развития персонала. В первую очередь нужно проработать миссию и позиционирование предприятия, его ценности – ведь именно на них вы будете привлекать людей. Только чувствуя свою сопричастность к общему делу, чувствуя плечо единомышленников, ощущая свою ценность для социума, человек старается, выкладывается, делает максимум и добивается ошеломляющих результатов. Кажется очень странным: где связь? Но это так. Вспомните себя в те минуты, когда вы горите своей идеей.
Другие способы (материальная и нематериальная мотивация) ожидаемого эффекта надолго не дадут, лишь краткосрочный результат.
Собственник должен понимать, какого результата он хочет достичь и какими методами это действительно возможно.