Начиная работать с производственными предприятиями, зачастую видим их неоправданные страхи и неповоротливость. И дело чаще всего даже не в компании, а в собственнике. Он своим мышлением застревает в далеком прошлом. Когда-то ему удалось наладить процессы производства, процессы сбыта – и прекрасно! Почивает на лаврах. А между тем, рынок меняется с невообразимой скоростью.
Хоть наша экономика не дает особо расслабляться, однако в производственный бизнес новшества заходят очень редко и с большиииим скрипом.
Как правило, закостенеть успевает не только собственник, но и бóльшая часть коллектива:
- менеджеры по продажам сидят на давно наработанной базе, не напрягая себя поиском новых клиентов,
- производственники штампуют продукцию, заполняя склад и не задумываясь, успеет ли она разойтись до того, как истечет срок хранения или изменятся потребности клиента. Ну, или работают только под заказ, что не всегда удобно клиенту.
Все устроились удобненько… Какие-либо изменения хоть в бизнес-процессах, хоть в технологических процессах – для них неприемлемы, поскольку вызывают неудобства и излишнее напряжение. Никто не думает об интересах собственника и предприятия.
И вот такую махину как-то приходится разгонять…
Как? Обязательно в трех направлениях:
1. Работа с собственником по изменению мышления: сегодня бизнес – далеко не тот, что был совсем недавно. Владельцу предприятия кажется, что, раз он знает своих конкурентов в лицо, плюс есть хорошая база «старых» клиентов, накопленная за годы – значит, свой рынок он знает. Но рынок не складывается только из конкурентов и клиентов, есть еще масса факторов, влияющих на него: макро- и микроэкономика, политика, законодательная сфера, элементарно, даже география (как местоположение, так и менталитет населения, проблемы, ожидания людей определенного региона) и пр. А как изменился сегодня клиент – и говорить нечего! И потребности, и желания, и модель поведения – сегодня другие! Но собственник чаще всего этого просто не замечает – «глаз замыливается».
2. Работа с коллективом по внедрению и принятию ими новшеств в компании. Чего только стоит один апгрейд бизнес-процессов! Не говоря уже об изменении технологической цепочки и операционных связей. А автоматизация для производства – просто бич… Ведь с ней работа становится прозрачной: кто, что, в каком объеме, за какой срок, насколько качественно сделал, когда пришел, когда ушел – сотрудникам приходится заново учиться работать. А кто не готов, тот уходит. Однако, учитывая голод в узкоспециализированных кадрах на производствах, собственники и сами боятся этой автоматизации: «Тут хоть плохенько, но работает. А при нормативах и учете сбежит ведь…»
Но приходится выбирать: либо двигаем компанию вперед, либо топчемся на месте, позволяя конкурентам опережать себя на годы. И это не фигура речи. Посмотрите, с какой скоростью меняются технологии в IT-сфере, а она тащит за собой совершенно все отрасли.
Самая сложная работа – это работа с людьми!, потому что нет у них тумблера, чтобы поменять режим. Им нужно объяснять, что, к чему и почему теперь так, для чего всё это, куда мы идем, какова его роль в этом, и много чего еще…
3. Работа с клиентами. Когда начинает меняться предприятие, клиенты тоже должны об этом знать, поэтому всегда внутренняя работа должна синхронизироваться с внешней. Новое позиционирование для рынка, новая упаковка товаров и услуг, даже новые линейки продукции для новых сегментов целевой аудитории – мы всячески показываем, как меняемся в ногу со временем, слышим клиента, учитываем его ожидания.
«Переупаковка» предприятия идет на всех уровнях, иначе, упуская хотя бы один ключевой элемент, мы рискуем не достичь поставленного результата и уступить лидерскую позицию молодому, более амбициозному конкуренту.
Чтобы ваше предприятие не отставало и развивалось в унисон своим клиентам, проводите хотя бы маркетинговые исследования рынка, клиентов и конкурентов. Но не раз в год – эта цифра осталась давно в прошлом. Нынешние темпы изменений заставляют держать руку на пульсе постоянно.
Нужна профессиональная помощь? Обращайтесь. У нас есть услуга маркетингового аудита – мы изучаем не только внешние факторы, но и внутренние ресурсы компании, которые собственник часто не замечает, недооценивает, и благодаря которым предприятие может выйти на новый уровень развития.