«Возможность украсть создает вора».
Фрэнсис Бэкон
Если вас еще не коснулся вопрос воровства бизнеса сотрудниками или компаньонами, то вам крупно повезло. Вы наверняка слышали подобные истории, что в какой-то компании работали хорошие менеджеры. Работали себе, работали… и вдруг в один прекрасный момент уволились. Мало того, что сами внезапно ушли целой командой, так еще и всю свою клиентскую базу с собой увели! И тут не имеет особого значения, ушли они с этой базой к конкурентам или открыли свой бизнес. Важно, что они поставили компанию на грань выживания.
Посудите сами, обороты компании резко упали. На эти обороты были завязаны финансовые обязательства самой компании и собственника. Если к этим оборотам были привязаны объемы скидок у поставщиков, то это повлекло изменение условий не в лучшую сторону. Значит, изменились цены, упала выручка и снизилась маржинальность. Прибыль компании упала в разы, а обязательства по платежам остались прежние, в том числе и текущие расходы, аренда, реклама, зарплаты, связь и прочее.
Почему так произошло? Причин, повлекших за собой массовый уход сотрудников, может быть множество: от банальной смены руководителей, до изменений мотивации. А вот условия, при которых такой исход стал возможным, как правило, одни и те же. Давайте рассмотрим некоторые из них.
- Стихийное развитие компании. Собрались несколько человек и решили открыть свой бизнес (не исключена ситуация, что эти несколько человек сами ушли из какой-то компании). Хорошее дело. Вот они открыли бизнес, стали учредителями и работа закипела. Все увлечены единой целью, совместным делом, сложились равноправные доверительные, практически семейные отношения. И это первая ошибка! Никто не берет на себя главную роль – лидера. Вести за собой, принимать окончательные решения, отвечать за результаты этих решений и требовать от каждого исполнения порученных обязанностей.
Компания так работает годами, до тех пор, пока кому-то из собственников не приходит мысль, что все устроено несправедливо, он вкалывает больше всех, а при распределении прибыли, получает, как все. Эта обида копится, растет, и вот наступает момент, когда соучредители, бывшие друзья, единомышленники разбегаются. Когда-то Джон Рокфеллер сказал: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе» — как в воду глядел старик. Итог: часть сотрудников, клиентов, оборудования и, разумеется, прибыли компании, потеряны.
- Не выстроена система работы с кадрами (не путать с формальной работой с личными делами, приказами и трудовыми книжками – это называется делопроизводство), начиная от этапа поиска персонала и заканчивая увольнением сотрудника. Бывает ситуация еще хуже, чем описана в первом пункте. В компании появляется ушлый сотрудник, как правило, менеджер по продажам. Он даже может быть не самым плохим менеджером. Работает, выполняет и перевыполняет планы продаж, не опаздывает на работу, ездит в командировки, активист и балагур на корпоративных мероприятиях и все такое. Но вот происходит событие, которое подталкивает его к принятию решения начать «левачить». Что его может подтолкнуть? Да что угодно. Разве вокруг мало соблазнов?
Клиент может предложить, конкуренты, сам менеджер может захотеть больше денег и т.д. Человек слаб, не думайте, что ваши сотрудники сделаны из другого «теста». Если вы прозевали этот момент, то со временем он к этой схеме «подтянет» других сотрудников и организует свой бизнес внутри вашего. А когда эта схема заработает на полную, достаточно будет малейшего формального повода, чтобы вся эта группировка откололась и увела с собой базу клиентов, перспективные наработки и разумеется прибыль компании.
- Непродуманные и непрозрачные бизнес-процессы, в которых отсутствуют точки учета и контроля. В компании нет простейшего нормирования действий, не фиксируются результаты сотрудников, нет элементарной отчетности и публичности выполнения показателей. Не обсуждаются планы работы на месяц и не подводятся итоги. Сотрудники не чувствуют себя полноправными участниками происходящего, они живут сами по себе, компания – сама по себе.
- Нет единой цели и понимания, как ее достигать. Собственники компании, управляющие, директора, руководители отделов, сотрудники не собраны под единой идеей, не высказывают свое видение относительно путей достижения цели, а, если и высказывают, то их никто не слышит. Нет команды, как единого слаженного организма.
Если все описанное выше имеет место быть в вашей компании, вам следует незамедлительно предпринять меры по исправлению ситуации. Иначе вы сильно рискуете.
Что и как следует сделать, мы обязательно напишем в наших статьях. Кстати, кое-что мы уже писали, почитайте. А если вам некогда заниматься поиском ответов на подобные вопросы, обращайтесь – мы поможем вам найти правильные решения.
Мы всегда рядом.